МБОУ Алексеевская средняя школа имени И.В.Мушкетова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя школа имени И.В.Мушкетова Алексеевского муниципального района Волгоградской области

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С 1 сентября 2016 года на территории Российской Федерации вступил в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы; оно направлено на развитие у всех детей способностей, учитывая их возможности.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, и поддержку ученику. Важно понимать, что проблема инклюзии концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения.

Инклюзия – это право, а не привилегия для избранного.

Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.

Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

Когда необходимо заключение ПМПК:

Специальные условия обучения и воспитания
Переход с одного уровня образования на следующий
Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:

- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) * увеличение продолжительности на 1,5 часа
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).

Формирование доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов

            Мы предпочитаем «не заметить». Так проще. Так спокойнее морально, эмоционально. Да и, вообще, у каждого свои проблемы. Ведь, по большому счету, это государство должно заботиться о таких людях с физическими и умственными заболеваниями. Государство, которому мы исправно платим налоги.

            Если в России погулять по паркам и улицам, то складывается впечатление, что у нас самая здоровая нация. Нигде не увидишь людей на колясках и «особых» деток, играющих на игровых площадках. А почему они туда не выходят? Некоторые не могут физически, а некоторые чувствуют молчаливое «отягощение» у окружающих от своего присутствия. К чему это все ... Да просто, чтобы в следующий раз, повстречав «особого» ребенка в поликлинике или на улице, мы не отводили взгляда, а улыбнулись ему и его маме. Это так мало, но может дать им очень многое...

            Эти дети живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.

            Обслуживание инвалидов – проблема, которой во всем мире придается огромное значение. Сегодня мы много говорим о милосердии. Но почему же нередко мы бываем так бездушны к горю людей, живущих рядом и нуждающихся не меньше в нашей поддержке, внимании и заботе? Как ни прискорбно это, нынешнее время еще далеко не стало порой торжества милосердия, помощь до нежелания это делать.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь и сам без беды.
Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
Известные люди с ограниченными возможностями. Вы слышали про этих выдающихся людей?

Михаил Илларионович КУТУЗОВ (1745 – 1813). Прославленный русский полководец. Был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который был поврежден.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827). Великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы». В 44 года полностью теряет слух, но еще 13 лет, до самой смерти, продолжает писать музыку.

Франклин Делано РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945). 32-й президент Соединенных Штатов Америки. В 1921 года переболел полиомиелитом, в результате чего были парализованы ноги, и он не мог отойти от инвалидной коляски. Но в 1928 году был избран губернатором штата Нью-Йорк, потом переизбран, а в 1932 году победил в президентской кампании.

Стивен Уильям ХОКИНГ (род. в 1942 г.). Английский физик-теоретик и космолог, создатель и руководитель Центра теоретической космологии в Кембридже, популяризатор науки. В 20 лет у него стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. В 1985 году перенес тяжелое воспаление легких. После серии операций ему была удалена трахея, и он утратил способность говорить. Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в одной мышце щеки, напротив которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, с помощью которого может общаться с окружающими.

Сергей Валентинович ШИЛОВ (род. в 1970 г.). Шестикратный паралимпийский чемпион. Семикратный чемпион Мира по лыжным гонкам. Четырёхкратный чемпион Европы. Трехкратный обладатель Кубка Мира по лыжным гонкам. Неоднократный призёр чемпионатов Европы по лёгкой атлетике и других соревнований. Заслуженный мастер спорта России. В автокатастрофе получил тяжелую травму с перелом грудных позвонков. В 1990 году вернулся в большой спорт: участник пяти Летних и призер четырех Зимних Паралимпийских игр (1992 – 2010 гг.).

Диана ГУРЦКАЯ. Российская эстрадная певица и общественный деятель, Заслуженная артистка России. От рождения незрячая. Окончила школу-? интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 1995 стала одним из победителей музыкального конкурса «Ялта — Москва — Транзит». Окончила Эстрадное отделение московского Музыкального училища имени Гнесиных, окончила Институт современного искусства и поступила в магистратуру факультета искусств МГУ им. Ломоносова.

Нико ВУЙЧИЧ (род. в 1982 г.). Австралийский христианский проповедник и общественный деятель. Всемирно известный «мотивационный спикер». Его выступления обращены к детям и молодёжи, в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей. Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное заболевание, приводящее к отсутствию четырёх конечностей).

Николай Островский ( 1904 – 1936) Автор романа «Как закалялась сталь». С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов». Современные врачи на основании сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни выдвигают гипотезу, что Островский был болен анкилозирующим спондилоартритом, известным также как болезнь Бехтерева, который мог носить наследственный характер.

Вы знаете, что, с медицинской точки зрения, все они – инвалиды 1-й группы? Толерантность необходима по отношению к людям с ограниченными возможностями!

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

Информация о размещении методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Электронные ресурсы для обучающихся

Описание адаптированных образовательных программ с указанием их наименований
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата вариант 6.1 

Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся РАС ( вариант 8.3) 

Описание и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) 

Копии адаптированных образовательных программ
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.1) 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.1) 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.3) 

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1) 

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 2)

Программы дополнительного образования

Рабочая  программа дополнительного образования детей «Основы современной  хореографии»

Рабочая  программа дополнительного образования детей «Армрестлинг»

Рабочая  программа дополнительного образования детей «Настольный теннис»

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ

Проблема детской инвалидности в России в начале XXI века является наиболее острой. Дети – инвалиды составляют особую категорию населения. С каждым днем рождается все больше детей с дефектом интеллекта, с врожденными аномалиями, с тяжелыми генетическими заболеваниями. Причиной тому стало распространение таких пороков как алкоголизм, токсикомания, наркомания и т.п. Для инвалидности характерно стойкое расстройство здоровья, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной помощи. На решение данной проблемы направлена политика Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями. Стоит отметить, что инвалидность также следует рассматривать как одну из форм социального неравенства. Это говорит о том, что общество не воспринимает инвалидов как полноценных его членов. Социальные условия ограничивают активность данной группы населения. Это тормозит интеграцию детей с ограниченными возможностями в социум. Дети–инвалиды в обществе лишены многих каналов получения информации об окружающем мире. Это приводит к тому, что дети с отклонениями в развитии не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости.

Российская Федерация – социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод каждого человека и гражданина вне зависимости от каких-либо различий. Но, к сожалению, люди с ограниченными возможностями не всегда могут воспользоваться своими правами. Это и характеризует детскую инвалидность как одну из важнейших социальных проблем.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит: инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Понятие «инвалид» обозначает категорию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в помощи и социальной защите.

Группа инвалидности устанавливается лицам, признанным инвалидами, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается такая категория как «ребенок-инвалид». Следовательно, детская инвалидность имеет определенные рамки. Тем самым, дети с ограниченными возможностями составляют обособленную группу, требующую к себе особого внимания при реализации социальной помощи.

Врачебно-трудовая экспертиза дает следующее определение детской инвалидности - «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре».

Вклад в разрешение проблем связанных с детской инвалидности в России внесли исследователи Л.Г. Гуслякова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Е.И. Холостова, Л.И. Аксенова и др.. Исследователи обращают внимание на то, что социальная поддержка указанной категории населения имеет региональные особенности, которая выражается в демографических, этнических и социкультурных аспектах.

Основные виды помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

1. профессиональная ориентированная и подготовка;

2. помощь в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями и их родителей;

3. отдых и оздоровление детей с ограниченными возможностями;

4. приобретение средств передвижения;

5. адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь;

6. улучшение жилищных условий;

7. структуры, работающие по месту жительства с детьми с ограниченными возможностями;

8. бесплатное предоставление медико-социально-психологической помощи;

9. бесплатное предоставление юридической помощи;

10. приобретение тест-полосок к глюкометрам для детей, страдающих сахарным диабетом;

11. обслуживание в отделениях помощи семье и детям при центре социального обслуживания;

12. финансы на приобретение лекарственных препаратов;

13. обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п.;

14. строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник и др..

Таким образом, государственная политика Российской Федерации в отношении детей с ограниченными возможностями в основном направлена на оказание различных видов социальной помощи. Государство заинтересовано в социальной поддержке детей-инвалидов и их семей, для того чтобы они жили полноценной жизнью. Несмотря на множество первоочередных задач российское государство никогда не оставляет без внимания данную категорию населения, давая ей поддержку и веру в светлое будущее.

Дополнительное образование детей с ОВЗ

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОВЗ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Понятие толерантность. Историческая справка.

Толерантность. Что это такое?-

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, — я сказала, — это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе, нет нужды

Опасаться, что тебя обидят,

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Алена КАЛИНИНА, гимназия №41, 8 «А» класс, Санкт-Петербург

На рубеже   XVIII – XIX  веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно  министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, с уважением к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

В России понятие «толерантность»  стало употребляться в печати  с середины  XIX века, но в 1930 годах  XX века оно исчезло из лексики, пока опять не появилось в начале 90-х годов.

16 ноября отмечается Международный день толерантности, который был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, утвержденной в 1995 году. Декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация также рассматривает угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, предлагает методы и программы в борьбе с нетерпимостью.

В социологии толерантность делят на несколько видов:

Гендерная толерантность
Расовая и национальная толерантность
Толерантность по отношению к инвалидам
Религиозная толерантность
Сексуально-ориентационная толерантность
Политическая толерантность
Образовательная толерантность
Межклассовая толерантность
Данный доклад посвящен формированию толерантности по отношению к детям  - инвалидам и детям с ОВЗ. Мне  хотелось бы вместе с вами обсудить проблему отношения общества к детям с особенностями развития. Коснуться истории данного вопроса, оценить состояние дел на сегодняшний день и увидеть, возможно, перспективу развития  в данном вопросе, поделиться собственным опытом.

2. Отношение к детям – инвалидам в разные исторические периоды развития общества.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям-инвалидам. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно оттого, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.

О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Но, в тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы  лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов

гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных  заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

 В Древнем Египте впервые упоминается документ (папирус Ebers), который включает в себя перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Важно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов: жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу; привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов.

Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной  культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.

Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями — от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом.

Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени.

 И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная - от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.

К сожалению, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из вышеперечисленных проблем способно решить инклюзивное образование.

Это потенциально очень перспективная форма социализации детей с особенностями в развитии.

3. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, сверстников, родителей   толерантности.

Для  формирования  толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи:

изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
формирование основ эмпатийного  («эмпатия» (от греч εμπάθεια -  сопереживание) - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием) поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Я затронула  эту тему, потому что сама являюсь специалистом, работающим с детским коллективом, в состав которого входят дети  с ОВЗ.

Успешность   интеграции  детей  с  ЗПР  в     общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.

У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

·         педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;

·         родители (законные представители);

·         воспитанники, обучающиеся.

4.  Из личного опыта.

Воспитание толерантности у обучающихся  начальной школы  – это тяжелый интеллектуальный  и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Самое главное, на мой взгляд, педагог должен быть сам толерантен и открыт  детям: только в этом случае он будет для воспитанников убедителен. 

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Для  формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в классном коллективе я поставила перед собой цель:

сформировать и укрепить в классном коллективе универсальную  толерантную среду.

Для достижения поставленной цели были сформулированы  следующие задачи:

1. Создать  максимально благоприятные организационные условия в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе «особых детей».

2.   Достичь максимальной адаптации детей  к условиям обучения.

3. Обучить  толерантному поведению в классном коллективе и  конструктивным способам выхода из конфликта.

4. Обеспечить участие  всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.

5. Создать ситуацию успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.

6. Установить взаимодействие с семьей «особого» ребенка с целью заботы о его максимальном развитии.

7. Систематически проводить педагогическое наблюдение, диагностику воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

5. Основные  формы воспитательной работы по формированию толерантности.

Для реализации  задач  по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
-  познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
-  сочинения, защита исследовательских работ,
-  конкурсы рисунков, стихов,
-  социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

-  тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
-  моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.

Особое внимание рекомендую уделить «Урокам доброты».

Цель уроков - способствовать формированию позитивного  отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе,  то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Примерная тематика «Уроков доброты»: «Пойми меня», «Мы учимся чувствовать друг друга»,  «Мы в этом мире»,  «Я выбираю дружбу»,  «Учимся толерантности»,  «Планета Толерантность».

6. Выводы.

Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них     ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с «особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность  толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Каждый  класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой  семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно,  чтобы дети чувствовали, что они любимы!

 

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.

мониторинг питания
xn--80afhjabb0ajcdecrl4ah.xn--p1ai

Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ